Эчмиадзин находится недалеко от Еревана. Это место, почитаемое армянами всего мира,
так как здесь
находится центр Армянской Апостольской церкви.
Эчмиадзин - прежнее название которого Вагаршапат, - основан в первой половине II века на месте
древнего поселения Вардгесаван. С 163 года,
после разрушения римлянами Арташата, город стал
политическим, культурным, а затем
религиозным и просветительским центром страны.
В 301 году христианство стало государственной религией Армении.
Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба
с огненным молотом в руках и указал место
для постройки собора. На
этом месте в
303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».
Поскольку Армения часто
лишалась государственности, то все
более возрастала роль верховного религиозного главы всех
армян - католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя
и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.
В ХV веке
к западной части церкви
был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным
архитектурным убранством. Тогда же
были украшены внутренние стены собора.
Отделка собора была
закончена в 1786 году
талантливым художником Овнатаняном.
Помимо орнаментов и других
украшений художник написал много
сцен на темы
святого писания, сделал
более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые.
В течение последующих лет многие из
фресок были уничтожены.
В ХХ веке
была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки,
поддерживающие купол, а сам купол
был облицован свинцом. Из
мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви.
Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.
Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме
главного алтаря в его восточной части, есть еще
три алтаря. Два
из них соответственно находятся в южной
и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом.
По преданию именно на
это место сошел
Христос в своем
явлении.
Для хранения реликвий и даров,
поступающих в церковь, в 1869 году к собору были
пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты
католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота,
серебра, слоновой кости. Здесь
и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из
серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были
и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были
перевезены в Ереван.
Слева от входа
на территорию монастыря - Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году,
а справа - кельи
монахов.
На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII,
перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар - жертвам геноцида 1915 года.
Эчмиадзин - резиденция армянского патриарха - католикоса всех армян.
Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата».
Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века.
Полагают, что на
месте этих ворот
размещался дворец армянских царей.
На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире
учебное заведение такого типа.
Слушателей немного - всего
50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из
языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский - как современный так староармянский.
При монастыре была открыта и первая армянская школа.
В Эчмиадзине находится еще три
древних памятника. Согласно легенде эти
храмы воздвигнуты в честь
мучениц - первых христианок, бежавших из Рима
от преследований императора. Это храмы:
Сурб Рипсиме, Сурб
Гаянэ и Сурб
Шогакат.
Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан
крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из
одного из них
можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по
преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень
скромное. В 1790 году
к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми
колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.
Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте
часовни IV века. Он
является одним из
лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик
храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон.
Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами
колонн на три
части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В
1652 году он был
капитально обновлен, а в
1683 году к нему
пристроили галерею для
погребения иерархов армянской церкви. На
крайних куполах галереи - изящные звонницы. На архитектурных деталях - орнаментальная резьба. Над
входом сохранилась стенопись ХVII века
на рождение Христа.
Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол
церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над
входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма
деталей и убранства имеет много общего
с устройством главного кафедрального собора и храма Святой
Рипсиме.
На территории Эчмиадзина находится также здание
семинарии, построенное в ХIХ веке.
Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас
здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь
выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века:
Сарьяна, Ханджяна, Кочара.
Комментариев нет:
Отправить комментарий