Сардарапат - это мемориальный ансамбль,
посвященный историческим
событиям, происшедшим вначале
ХХ столетия. В 1918 году турецкая армия вторглась в Араратскую долину, заняла село Сардарапат и начала наступление на
Ереван. 22 мая 1918 года здесь произошла решающая для армянского народа битва против врага. Рядом с воинами, готовыми ценой жизни победить врага, встали и старики, и дети, и женщины. 26 мая турецкая регулярная армия была полностью разгромлена.
В ознаменовании 50-ой
годовщины этой исторической битвы
в мае 1968 года был открыт этот чудесный архитектурный ансамбль,
рожденный по замыслу архитектора Исраеляна.
Архитектура мемориального
комплекса необычайна, индивидуальна и
поэтому неповторима. Это
сооружение не имеет прототипов в армянской архитектуре. Здесь
гармонично сочетаются архитектура и
скульптура. Ансамбль сооружен из красного туфа. Особое своеобразие комплексу
придает высокая и красивая колокольня-усыпальница. Ее
прозрачная легкость еще более подчеркивается на
фоне массивных скульптур крылатых быков.
Колокольня-усыпальница, возвышающаяся
на 4-х основаниях, построена на месте захоронений павших
в битве бойцов, а священные быки, символизирующие оставшихся
в живых участников Сардарапата, призваны
охранять надгробие-усыпальницу. К
остальным сооружениям комплекса
ведет аллея, на которой возвышаются скульптуры
орлов, cимволизирующих храбрость
героев битвы. Центральным звеном
памятника является памятная стена Победы (высотой в центре - 7 метров, по краям - 10 метров, шириной - 55 метров). Это символическое сооружение,
на котором с обеих сторон вырезаны горельефы и барельефы, посвященные мирному
созидательному труду
народа.
На стене находится барельеф с видом горы Арарат, под которым авторы высекли расшифровывающее его слово «Родина». Другой горельеф изображает виноградные листья, два меча и молоток строителя. Он расшифровывается как «Труд». На левой стороне памятной стены изображена борьба крылатых коней - добрых сил против драконов, олицетворяющих злые силы. На верхней части той же стены - скульптурная голова богини Анаит, увенчанная виноградными гроздьями, которая символизирует пробуждение жизни, а фигура Ваагна, рожденного из огня, олицетворяет идею возрождения народа.
На стене находится барельеф с видом горы Арарат, под которым авторы высекли расшифровывающее его слово «Родина». Другой горельеф изображает виноградные листья, два меча и молоток строителя. Он расшифровывается как «Труд». На левой стороне памятной стены изображена борьба крылатых коней - добрых сил против драконов, олицетворяющих злые силы. На верхней части той же стены - скульптурная голова богини Анаит, увенчанная виноградными гроздьями, которая символизирует пробуждение жизни, а фигура Ваагна, рожденного из огня, олицетворяет идею возрождения народа.
Одной из построек музейного архитектурного комплекса является трапезная, отличающаяся высоким архитектурным вкусом, гармоничная по формам и пропорциям, спроектированная с удивительным ощущением ритма и пластики. Трапезная построена в стиле средневековых гостиных дворов. Одно из строений украшено мозаикой, которое выделяется тонкой цветовой гармонией и выразительностью образов.
Шедевром комплекса
является здание музея, который имеет своеобразное архитектурное
решение. Это здание, выстроенное из
темно-красного туфа, с ажурными решетками на входе и без единого окна с фасада. Залы, находящиеся внутри
помещения, освещаются окнами из внутренних двориков и поражают своим величием и большим пространством. Сменяющие
друг друга залы расположены по
периметру двухэтажного здания.
Они словно слиты в одном объеме и создают завершенную целостную
композицию.
В здании музея находится лишь два наружных угловых окна, которые
направлены в стороны двух высочайших гор Армянского нагорья: из одного виден
Арагац, а из другого - Арарат. Вызывает восхищение чудесный и однотонный мрамор
залов музея, высокие стены из туфа, которые словно испускают живое дыхание.
Центральная зала здания покрыта арочным сводом, повторяющим облик купольных
покрытий традиционного армянского жилища.
Комментариев нет:
Отправить комментарий